Научно-практический центр Эриксоновской Коммуникации

г.Саратов, ул. Московская, 96 (в арку), т. 56-20-98, 34-67-29

This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it

проводит семинары-тренинги и оказывает консультативную помощь с 1991 г.

 

Абросимова Ю.А. Сравнительный анализ эффективности методов короткой психотерапии в контексте обучающих семинаров-тренингов

- Тезисы доклада на научной конференции. Саратов, 1999 г.


Абросимова Ю.А., ко-директор Научно-практического центра Эриксоновской Коммуникации. Имею высшее психологическое образование: в 1986 г. закончила СГУ отделение психологии. С 1985 г. работала в качестве психолога-консультанта в организациях и имела частную практику. С 1989 г. заинтересовалась направлением психологии «новой волны» или так называемой короткой психотерапией, в частности, нейролингвистическим программированием (НЛП) и эриксоновским гипнозом. Прошла обучение у ведущих зарубежных специалистов в этой области - директора Международного Фонда им. М.Эриксона Джэффри Зайга, ко-директоров Института им. М.Эриксона Джона и Жанетт Эджетт (США), директора Эриксон-Колледжа М. Аткинсон (Канада) и многих дргугих, в 1993 г. прошла стажировку в области эриксоновского подхода и организационного развития предприятий в г. Филадельфия, США. В настоящее время вместе с сотрудниками нашего центра занимаюсь организацией и проведением семинаров-тренингов по практической психологии и частной консультационной практикой (работой с клиентами).

 

Тема моей диссертационной работы «Сравнительный анализ эффективности методов короткой психотерапии в контексте обучающих семинаров-тренингов». Поскольку на наших тренингах бывают самые разные люди: менеджеры и преподаватели, студенты и журналисты, руководители и домохозяйки, то область моих интересов находится на стыке клинической психологии, педагогической психологии и психологии бизнеса. Так или иначе, используемые нами методы улучшают эффективность общения людей, помогают им решать ряд личных и организационных проблем в своей жизни.

 

Объектом моих иследований являются подробные видеозаписи работы психологов нашего Центра и зарубежных психологов и психотерапевтов с проблемами людей, которые они заявляли в ходе семинаров-тренингов, а также результаты тестовых опросов до, после терапевтической сессии и некоторое время спустя.

 

В содержание исследования входит сбор информации о процессе, результате и эффекте (отсроченном во времени результате) психологической помощи методами НЛП и эриксоновского гипноза, классификация заявленных проблем и используемых приемов в рамках данных методов, анализ их эффективности и разработка рекомендаций по их оптимальному использованию.

 

Аналогичные исследования проводились наиболее детально в области применения методов психоанализа Menninger K.A. (США) в 50-70-х г.г., интерперсональной психотерапии Klerman G.L. & Weissman M.M. (1984) и клиент-центрированной психотерапии Rogers C.R. В то же время, по данным мета-анализа результатов исследования эффективности психотерапии Grawe K. (1994), многие методы, в том числе и НЛП, не исследовались научно приемлемым образом. По методу эриксоновского гипноза на данный момент имеются лишь клинические исследования, т.е. подробные описания отдельных случаев психологической помощи и попытки систематизации гипнотических приемов (Ericson M., Rossi E., Rossi S.).

 

В качестве материалов нашего исследования на данный момент мы имеем около 400 видеозаписей работы психологов и психотерапевтов, использующих короткую терапию проблем общения, психологической и психофизиологической зависимости, фобий, болевых ощущений, невротических расстройств и проблем самореализации в профессиональной среде. Для оценки эффективности использовались тестовые методики, направленные на установление степени реконструкции личности: ТАТ, Rorshah, Lusher, незаконченные предложения. В следующей серии экспериментов планируется использовать тесты Делингер и MMPI.

 

Использование видеоаппартуры для наблюдения за клиентами в момент применения конкретного психологического приема позволяет отследить целый ряд непроизвольных бессознательных реакций на процесс психологической помощи, таких как изменение дыхания, движения глаз, жесты, поза, мышечный тонус, тон голоса и т.д., т.е. исследовать не только результат, но и процесс психотерапии, определить значимые динамические переменные.

 

Наиболее значимыми объектами исследования процесса психологической помощи нам представляются феномены многоуровневой коммуникации и межличностного транса.

 

С понятием многоуровневой коммуникации мы встречаемся в психотерапии Милтона Эриксона (известный психатр и психотерапевт из Финикса, штат Аризона, который сумел вернуть гипнозу интерес и уважение медицинского мира, внес свой вклад в разработку мягкого, недирективного подхода, уважающего личностть и интересы клиента, мастер косвенных внушений в обход сознания, которые не вызывают сопротивления и автор системной стратегической психотерапии), а также его последователей - авторов современного нового гипноза.

 

Терапевтические сессии, использующие эриксоновский подход, изобилуют метафорами и парадоксами для управления вниманием клиента и формирования его бессознательных реакций. Как правило, литературе, посвященной анализу данных сессий, выделяются два основных уровня коммуникации: сознательный и бессознательный. Например, на сознательном уровне человеку сообщается увлекательная история, часть слов или фраз которой маркируется, активизируя его внутренние ресурсы или давая прямые указания на новое поведение.

 

Более подробный анализ многоуровневой коммуникации, в частности, в практике обучения эриксоновскому гипнозу и психологической помощи, обнаруживает в ней целый ряд слоев или подуровней, на которых человек воспринимает сообщение терапевта и на которых в нем происходят внутренние изменения. Обращаясь к сознанию клиента, мы чаще всего апеллируем к ценностям и убеждениям, подчеркиваем целостность и своеобразие личности клиента. Бессознательное при этом получает указания на гармонизацию физиологических процессов, изменение стратегий мышления и поведения, мета-программ личности и т.д.

 

Другой интересующий нас феномен короткой психотерапии - межличностный транс (МТ) - может создаваться искусственно или возникать естественным образом в ходе эффективного обучения, доверительного общения или успешного делового взаимодействия. Впервые на феномен межличностного транса обратил внимание З. Фрейд, который сформулировал принцип свободно плавающего внимания на этапе сбора информации о клиенте. МТ, по Фрейду, позволяет настроиться на непредвзятое понимание клиента, «просто слушать и не заботиться о том, сидит ли у вас что-то в голове». М. Эриксон использовал МТ также в различных проблемных ситуациях, когда он «не хотел упустить ни одной путеводной нити», чтобы максимально сосредоточиться на клиенте, выбрать оптимальный для него вид помощи.

 

МТ - это измененное состояние сознания, он одновременно позволяет выполнять две важные задачи: сосредоточить на себе внимание субъекта и постоянно получать информацию о его текущих поведенческих реакциях. При этом мы вызываем полезное состояние замешательства, и используем его как средство перемещения от привычных к новым стратегиям принятия решений. МТ используется также и в работе с аудиторией, делая ее более управляемой и способной к сотрудничеству. МТ -это взаимный процесс, и самому психологу или психотерапевту он позволяет достигать большей спонтанности и творческой продуктивности в работе с людьми, дает приток дополнительных сил и энергии.

 

Наряду с имеющимися материалами исследований нам представляется также необходимым сбор информации о контрольной группе людей, имеющих проблемы и не получавших психологической помощи.

 

Нас интересуют также более объективные, методы регистрации результатов психотерапии, в частности психофизиологические методы (Мягер В.К. 1971, Карвассарский Б.Д., 1990), а также регистрация изменений вегетативно-соматических, физиологических и психических функций.

 

В планах наших дальнейших исследований - разработка или привлечение специальной методологии анализа групповой психотерапии и в частности, влияние присутствия группы на процесс решения человеком проблем различного уровня сложности.