Абросимова Ю.А. Формирование понятия глубинного «Я» в эриксоновской психотерапии

- сб. “Вопросы акмеологии”, Саратов, 1999 г.

 

Одним из базовых принципов эриксоновской психотерапии является уникальность личности клиента, которая может рассматриваться на многих уровнях. Согласно исследованиям С. Гиллигена, эти уровни можно представить в виде концентрических окружностей таким образом, что наиболее всеобъемлющим из них является уровень глубинного “Я”. Цели эриксоновской терапии дифференцированы применительно к различным уровням личности (см. рис. 1).

Рис. 1 Уровни “Я” и цели психотерапии

 

Сущность человеческого “Я” описывается как неконцептуальное, невыразимое глубинное “Я”, самоощущение цельности, названное Эриксоном “жизненно важным чувством существования “Я”, которое часто упускают из виду”. Глубинное “Я” в эриксоновской психотерапии - источник жизненной энергии и продуктивности, и воссоединение клиента с его глубинным “Я” является одной из важнейших задач гипнотического самоисследования.

 

Согласно С. Гиллигену, “именно из-за того, что “Я” неделимо, оно недоступно для феноменологического восприятия, поскольку такое восприятие требует расщепления “Я” на субъекта (воспринимающее) и объект (воспринимаемое), тем не менее “Я” может познаваться интуитивно в особых трансличностных состояниях - таких, как любовь или продуктивный транс”.

 

Это подтверждается исследованиями М. Аткинсон процесса движения к глубинной цели, при котором, воссоединяясь со своим глубинным “Я”, личность обозначает определенным ключевым словом (словами) свою цель-предназначение на этом акме-уровне и дает описание переживаемых образов и чувств.

 

Авторская модификация метода движения к глубинной цели также позволяет отметить, что на определенном этапе психотерапии различными клиентами переживается сходный образ-индикатор приближения к состоянию глубинного “Я”. Через несколько шагов после описания образа-индикатора у клиентов наблюдается измененное состояние сознания и описание воссоединения со своей сущностью.

 

П. Дэвис, исследуя понятие глубинного “Я”, предлагает его модель, аналогичную модели Вселенной, где целое содержится в любой из своих точек, как в голограммах. Глубинное “Я” по П. Дэвису - это четырехмерный гипершар, сложенный в топологическую форму тора, любая точка внутри которого представляет собой центр, описываемый преобразованием Фурье. С этой точки зрения каждая личность есть уникальное проявление общего “Я”.

 

В связи с этим первой задачей продуктивной психотерапии является безусловная поддержка ценности глубинного “Я” как жизненно важного целостного самоощущения. Дальнейшая разработка понятия глубинного “Я” представляется важным методологическим аспектом эриксоновского подхода к психотерапии и человеческой коммуникации в целом, и требует дополнительных теоретических и экспериментальных исследований.

 

Литература:

1.М.Аткинсон Материалы семинара-тренинга ИГиСП, М., 1995 г.

2.С. Гиллиген Терапевтические трансы, М., 1997 г.

3.М.А.Орлова, Ю.А.Абросимова Гипноаналитические методы обучения альтернативным стратегиям поведения, Саратов, 1999 г.