Абросимова Ю.А. Основные предпосылки и концепция создания кафедры валеологии Саратовского Государственного Социально-экономического университета

 

Адаптация студентов к современным условиям жизни - одна из важнейших задач вузовского обучения и воспитания. Обучаясь в вузе сегодня, студенту предстоит реализовывать накопленные знания завтра при непрерывно растущих запросах общества к специалистам и насыщенности профессиональной деятельности проблемными ситуациями, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

 

В то же время, медицинская статистика свидетельствует о росте нарушений физиологических систем организма студентов, их нежелании или невозможности организовать здоровый режим дня и правильное питание своего организма, низкой готовности к стрессовым условиям жизни.

 

Поэтому реальной возможностью формирования здорового образа жизни в условиях вуза становится введение специальной дисциплины и организационной структуры по ее внедрению - кафедры валеологии. Реальное создание и функционирование кафедры валеологии возможно благодаря наличию необходимого кадрового, педагогического, научно-технического и научно-методического потенциала. Кроме того, накоплен большой опыт и имеется достаточный задел инновационных технологий обучения здоровому образу жизни в сфере смежных с валеологией наук.

 

Примерная схема функционирования кафедры валеологии включает в себя ее основные задачи (функции), виды работ и направления, а также предлагаемые структурные подразделения для оптимизации образовательной деятельности. Кафедра валеологии входит в организационную структуру Университета и отвечает всем принципам, целям и задачам его функционирования, а также требованиям государственного образовательного стандарта.

 

В связи с тем, что проблемы валеологии носят комплексный характер и существуют “на стыке” многих наук (философии, медицины, психологии, физической культуры и т.д.), кафедра валеологии в рамках своей профессиональной компетенции реализует также специальные цели и задачи.

 

Цели:

- развитие потребности в здоровом образе жизни, формирование позитивной ориентации мировоззрения студентов

- повышение качественного уровня образования за счет активного использования научного потенциала университета и других высших учебных заведений города и лидирующих отраслевых центров подготовки кадров, институтов повышения квалификации, других образовательных учреждений в России и за рубежом

- возможность получения как базового, так и дополнительного образования по интересующим направлениям валеологии

- создание условий для непрерывного образования

- внедрение принципов экологии в познавательную, мыслительную и коммуникативную деятельность студентов

 

Задачи:

Кафедра валеологии должна содействовать решению таких социально значимых задач, как:

- повышение уровня здоровья и качества образования студентов

- повышение социально и профессиональной мобильности будущих специалистов, их предпринимательской и социальной активности, уровня самосознания, расширение кругозора

- сохранение и приумножение знаний, кадрового потенциала, накопленных отечественной высшей школой в области валеологии

- расширение профессионального пространства, организация обмена опытом в области формирования здорового образа жизни с зарубежными высшими учебными заведениями

- расширение социального пространства внедрения принципов валеологии: организация мероприятий, популяризирующих здоровый образ жизни в семейном, профессиональном, рекреационном контекстах.

 

Программа работы кафедры валеологии

 

В программе работы кафедры должны быть предусмотрены многовариантность и многоуровневость обучения при одновременном обеспечении качества образования и его соответствия государственным образовательным стандартам.

Предлагается использовать три уровня программ кафедры валеологии:

 

- обязательные программы

- факультативные программы

- дополнительные программы

 

Обязательные программы имеют своей целью сформировать целостное представление о принципах здорового образа жизни, дать базовые знания о своем организме, психике, их возможностях, основы рациональной самоорганизации, привить интерес и потребность в эффективном, экологичном использовании своих внутренних ресурсов. В число обязательных программ входят:

- Основы здорового образа жизни

- Психология спорта и культура тела

- Психогигиена и профилактика заболеваний

- Основы здоровой семьи

- Основы творческой деятельности

- Психология личности

- Экология общения

 

Факультативные и дополнительные программы проводятся в нестандартных формах обучения, а именно семинарах-тренингах, позволяющих наряду с полезной информацией сформировать ряд навыков здорового экологичного поведения студентов. Данные программы предполагают привлечение ведущих специалистов в области культуры тела, практической психологии и медицины.

 

Факультативные программы выбираются студентами самостоятельно либо по рекомендации специалистов консультативно-диагностического центра. В число факультативных программ входят:

- Культура телесности и телесно-ориентированная терапия

- Интегративные методы личностного роста: эриксоновский подход и нейро-лингвистическое программирование

- Методы свободного дыхания в укреплении физического и психического здоровья личности

- Тренинг общения и поведения в проблемных ситуациях

- Медико-социальные аспекты и психологические приемы преодоления зависимостей

 

Дополнительные программы проводятся по самостоятельному выбору студентов на компенсационной основе. В их число входят:

- Стратегии успеха: мета-программы известных людей в бизнесе, спорте, искусстве, политике

- Организационное развитие предприятий

- Психотехнологии в бизнесе

- Тренинг деловых переговоров

 

Помимо образовательных программ, кафедра валеологии осуществляет деятельность по развитию научно-познавательных и творческих потребностей студентов в области здорового образа жизни. С этой целью функционируют следующие структурные подразделения:

- консультативно-диагностический центр - диагностирует профессиональные склонности и ориентирует студента в программах обучения кафедры

- инновационная лаборатория “Полигон” - занимается разработкой и внедрением новых форм обучения и оздоровления студентов

- электронная библиотека и банк печатной, аудио- и видеоинформации - интегрируют и систематизируют накопленные знания в области валеологии и смежных с ней наук

- зал дистанционного обучения - создает условия для активного освоения дополнительной учебной информации через сеть интернет, аудио- и видеосистемы обучения

- зал активного отдыха - создает условия регуляции состояния психики и организама, освоения новых двигательных форм снятия напряжения, усталости, экзаменационных стрессов и т.д.

- дискуссионный клуб “Здоровая семья” - в острой, неординарной форме информирует об истоках здоровой семьи, основах экологичного воспитания, раннего формирования здорового образа жизни, создает условия активного обсуждения актуальных проблем молодежи

- творческие мастерские - создают условия для наиболее полной реализации студентами творческой активности, способствуют продуктивной организации свободного времени

- медико-психологический консультативный кабинет - обеспечивает качественную конфиденциальную профессиональную помощь студентам в проблемных ситуациях, раннюю диагностику заболеваний, формирует полезные навыки оперативного самовосстановления, гибкость поведения и внутреннюю силу, способствует процессам личностного и профессионального роста.