Абросимова Ю.А. Основные предпосылки и концепция создания кафедры валеологии Саратовского Государственного Социально-экономического университета
Адаптация студентов к современным условиям жизни - одна из важнейших задач вузовского обучения и воспитания. Обучаясь в вузе сегодня, студенту предстоит реализовывать накопленные знания завтра при непрерывно растущих запросах общества к специалистам и насыщенности профессиональной деятельности проблемными ситуациями, которые требуют максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
В то же время, медицинская статистика свидетельствует о росте нарушений физиологических систем организма студентов, их нежелании или невозможности организовать здоровый режим дня и правильное питание своего организма, низкой готовности к стрессовым условиям жизни.
Поэтому реальной возможностью формирования здорового образа жизни в условиях вуза становится введение специальной дисциплины и организационной структуры по ее внедрению - кафедры валеологии. Реальное создание и функционирование кафедры валеологии возможно благодаря наличию необходимого кадрового, педагогического, научно-технического и научно-методического потенциала. Кроме того, накоплен большой опыт и имеется достаточный задел инновационных технологий обучения здоровому образу жизни в сфере смежных с валеологией наук.
Примерная схема функционирования кафедры валеологии включает в себя ее основные задачи (функции), виды работ и направления, а также предлагаемые структурные подразделения для оптимизации образовательной деятельности. Кафедра валеологии входит в организационную структуру Университета и отвечает всем принципам, целям и задачам его функционирования, а также требованиям государственного образовательного стандарта.
В связи с тем, что проблемы валеологии носят комплексный характер и существуют “на стыке” многих наук (философии, медицины, психологии, физической культуры и т.д.), кафедра валеологии в рамках своей профессиональной компетенции реализует также специальные цели и задачи.
Цели: - развитие потребности в здоровом образе жизни, формирование позитивной ориентации мировоззрения студентов - повышение качественного уровня образования за счет активного использования научного потенциала университета и других высших учебных заведений города и лидирующих отраслевых центров подготовки кадров, институтов повышения квалификации, других образовательных учреждений в России и за рубежом - возможность получения как базового, так и дополнительного образования по интересующим направлениям валеологии - создание условий для непрерывного образования - внедрение принципов экологии в познавательную, мыслительную и коммуникативную деятельность студентов
Задачи: Кафедра валеологии должна содействовать решению таких социально значимых задач, как: - повышение уровня здоровья и качества образования студентов - повышение социально и профессиональной мобильности будущих специалистов, их предпринимательской и социальной активности, уровня самосознания, расширение кругозора - сохранение и приумножение знаний, кадрового потенциала, накопленных отечественной высшей школой в области валеологии - расширение профессионального пространства, организация обмена опытом в области формирования здорового образа жизни с зарубежными высшими учебными заведениями - расширение социального пространства внедрения принципов валеологии: организация мероприятий, популяризирующих здоровый образ жизни в семейном, профессиональном, рекреационном контекстах.
Программа работы кафедры валеологии
В программе работы кафедры должны быть предусмотрены многовариантность и многоуровневость обучения при одновременном обеспечении качества образования и его соответствия государственным образовательным стандартам. Предлагается использовать три уровня программ кафедры валеологии:
- обязательные программы - факультативные программы - дополнительные программы
Обязательные программы имеют своей целью сформировать целостное представление о принципах здорового образа жизни, дать базовые знания о своем организме, психике, их возможностях, основы рациональной самоорганизации, привить интерес и потребность в эффективном, экологичном использовании своих внутренних ресурсов. В число обязательных программ входят: - Основы здорового образа жизни - Психология спорта и культура тела - Психогигиена и профилактика заболеваний - Основы здоровой семьи - Основы творческой деятельности - Психология личности - Экология общения
Факультативные и дополнительные программы проводятся в нестандартных формах обучения, а именно семинарах-тренингах, позволяющих наряду с полезной информацией сформировать ряд навыков здорового экологичного поведения студентов. Данные программы предполагают привлечение ведущих специалистов в области культуры тела, практической психологии и медицины.
Факультативные программы выбираются студентами самостоятельно либо по рекомендации специалистов консультативно-диагностического центра. В число факультативных программ входят: - Культура телесности и телесно-ориентированная терапия - Интегративные методы личностного роста: эриксоновский подход и нейро-лингвистическое программирование - Методы свободного дыхания в укреплении физического и психического здоровья личности - Тренинг общения и поведения в проблемных ситуациях - Медико-социальные аспекты и психологические приемы преодоления зависимостей
Дополнительные программы проводятся по самостоятельному выбору студентов на компенсационной основе. В их число входят: - Стратегии успеха: мета-программы известных людей в бизнесе, спорте, искусстве, политике - Организационное развитие предприятий - Психотехнологии в бизнесе - Тренинг деловых переговоров
Помимо образовательных программ, кафедра валеологии осуществляет деятельность по развитию научно-познавательных и творческих потребностей студентов в области здорового образа жизни. С этой целью функционируют следующие структурные подразделения: - консультативно-диагностический центр - диагностирует профессиональные склонности и ориентирует студента в программах обучения кафедры - инновационная лаборатория “Полигон” - занимается разработкой и внедрением новых форм обучения и оздоровления студентов - электронная библиотека и банк печатной, аудио- и видеоинформации - интегрируют и систематизируют накопленные знания в области валеологии и смежных с ней наук - зал дистанционного обучения - создает условия для активного освоения дополнительной учебной информации через сеть интернет, аудио- и видеосистемы обучения - зал активного отдыха - создает условия регуляции состояния психики и организама, освоения новых двигательных форм снятия напряжения, усталости, экзаменационных стрессов и т.д. - дискуссионный клуб “Здоровая семья” - в острой, неординарной форме информирует об истоках здоровой семьи, основах экологичного воспитания, раннего формирования здорового образа жизни, создает условия активного обсуждения актуальных проблем молодежи - творческие мастерские - создают условия для наиболее полной реализации студентами творческой активности, способствуют продуктивной организации свободного времени - медико-психологический консультативный кабинет - обеспечивает качественную конфиденциальную профессиональную помощь студентам в проблемных ситуациях, раннюю диагностику заболеваний, формирует полезные навыки оперативного самовосстановления, гибкость поведения и внутреннюю силу, способствует процессам личностного и профессионального роста.
|