Абросимова Ю.А.

Тренинг развития инновационного мышления РИМ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.....5

1. Методология и концепция тренинга  развития инновационного мышления РИМ....7

1.1. Тренинг РИМ: прошлое, настоящее, будущее...7

1.2. Для чего нужно инновационно мыслить?...12

1.3. Тренинг как ситуация развития способностей к инновациям: принципы, цели, задачи...16

2. Методы инновационного мышления в тренинге и за его пределами...38

3. Что делать, когда ничего не делается: методы активизации инновационного мышления....43

3.1. Методы развития гибкости и спонтанности мышления  по Э. де Боно....44

3.2. Метод поиска оригинальных решений с помощью метафоры....53

3.3. Методы мозгового штурма....57

3.4. Методы интуитивного поиска решений: синектика....63

3.5. Методы и критерии отбора идей....73

3.6. Методы управления собой в процессе творчества: вера в себя, вдохновение, мотивация....77

3.6.1. Развитие творческого Я....77

3.6.2. Метод вызова состояния высокой продуктивности....87

3.6.3. Формирование состояний высокой продуктивности с помощью игры "Алфавит"....89

3.6.4. Метод управления интенсивностью состояния "Энергетический барометр"....94

3.6.5. Метод развития максимальной готовности к действию...96

3.6.6. Процедура создания мотивации "Шоколад леди Годива"....100

3.6.7. Развитие целеустремленности: алгоритм "французского плетения"....103

3.6.8. Метод создания неотразимого будущего....104

4. Эвристические приемы и стратегии: персонально ваши и великих людей....109

4.1. Персональная стратегии успеха в творчестве: как ее обнаружить и использовать....110

4.2. Как принимаются гениальные решения: эвристические методы известных авторов.....123

4.2.1. Стратегия М.Микалко: игры для разума....124

4.2.2. Метод наброска: обобщение стратегий Т.Эдисона, А.Эйнштейна, Л. да Винчи, С.Дали....129

4.2.3. Метод У.Диснея....135

4.2.4. Дополнительные эвристические приемы и стратегии в тренинге РИМ....145

4.2.4.1. Метод потокограмм Э. де Боно....145

4.2.4.2. Стратегия А.Эйнштейна....150

4.2.4.3. Метод "Шесть шляп мышления" Э. де Боно...155

5. Технологии и системы развития инновационного мышления....158

5.1. Методы систематизированного поиска инновационных решений.....159

5.1.1. Метод контрольных вопросов....160

5.1.2. Метод фокальных объектов...167

5.1.3. Морфологический анализ....172

5.1.4. Метод системного экономического анализа и поэлементной  отработки конструктивных решений....178

5.2. Методы направленного поиска инновационных решений....181

5.2.1. Теория решения изобретательских задач ТРИЗ....182

5.2.2. Метод обоснования новых идей "Золотая рыбка"...184

5.2.3. Алгоритм решения изобретательских задач....189

5.2.4. Принципы решения изобретательских задач в ТРИЗ....201

5.3. Методы управления качеством решений: процесс Дзидока....210

6. Как стать новатором самому себе: стратегии оптимизации методов РИМ....215

7. Программы тренингов РИМ....221

7.1. Тренинг-курс РИМ для представителей технономических профессий....221

7.2. Тренинг-курс РИМ для представителей социономических профессий....230

7.3. Другие авторские вариации на тему РИМа....241

Заключение....245

Библиография....247

Введение

Развитие инновационного мышления (РИМ) - так называется тренинг для желающих продуктивно мыслить людей.

Кого можно встретить, придя на тренинг РИМ, помимо тренера? Участников самых разных категорий: школьников, студентов и пенсионеров, госслужащих и фрилансеров, бизнесменов и домохозяек, гуманитариев, технарей, естественников... Объединяет их, как минимум, потребность создавать и реализовывать новые идеи и проекты, а по мере участия в тренинге могут найтись и другие, личные, деловые и даже мистичные совпадения.

Формат тренинга напоминает экспериментальную лабораторию, в которой апробируются разные методы, приемы, стратегии и технологии творческой деятельности, развивается инновационное мышление. В процессе тренинга РИМ каждый выбирает, что ему по душе - работать над собой как инновационно мыслящей личностью или поставить цель создания конкретного проекта: усовершенствовать товар, услугу или самого себя. Часто присутствуют обе цели, но в разном приоритете.

В то же время, в самой группе происходят динамичные процессы формирования и осознавания новой системы "Мы", в которой коллективные творческие решения могут оказаться эффективнее индивидуальных. Закономерности коллективного инновационного взаимодействия и мышления, способы активизации и управления им, также осваиваются в тренинге и отражены в данной книге.

Что получают люди в результате тренинга РИМ? В оптимальном варианте - и рыбу, и удочку, т.е. и проекты улучшения объекта или субъекта творчества (себя), и систему инструментов инновационного мышления. Так, чтобы в другой ситуации, с другими исходными данными и участниками творческого процесса, человек мог выполнить задачу создания и внедрения инноваций.

В данной книге, помимо теоретического обоснования тренинга и методического инструментария развития инновационного мышления, содержатся примеры его пошаговой реализации применительно к разным аудиториям. Читая, пробуя что-то для себя и своего окружения, вы также можете сравнить свой опыт с тем, как это бывает у ориентированных на техническое творчество инженеров, и как - у заинтересованных в развитии живых систем, а именно себя и других, психологов, врачей, менеджеров и представителей других профессий типа "человек-человек".

Если вы склонны творчески подходить ко всему, что встречаете на своем пути, и в частности к методам, отраженным в данной книге, то вас может заинтересовать обнаружение своих стратегий профессионального и личного творчества, а также использование стратегий создания и обновления тренинга РИМ. В книге приводятся основные шаги процесса оптимизации методов РИМ, пройдя по которым, тренер становится новатором самому себе, создает и оперативно меняет сценарии, методы и приемы.

Желаю вам больших и малых открытий в процессе освоения тренинга РИМ!

Стоимость книги 800 рублей. Купить можно здесь

Узнать о других книгах и видеоприложениях здесь

Отправляя свои данные, вы даете согласие на обработку персональных данных. Конфиденциальность гарантируем.