Абросимова Ю.А. Современные психотехнологии в психологическом консультировании. Часть 1. Книга отражает интегративный авторский подход к процедурным аспектам психологического консультирования. Психотехнологии как инструмент психологической помощи систематизированы по современным направлениям и школам консультирования и психотерапии, целям и задачам, области применения, обсуждаются возможные противопоказания и перспективы совершенствования методов. Особое внимание уделяется факторам эффективности, экологии подходов и методов, мировоззренческим и личностным аспектам деятельности профессионала в психологическом консультировании. Подробно излагается каждая методика, приводятся примеры использования психотехнологий в практике психолога-консультанта. Часть 1 содержит методы, применяемые на начальных этапах оказания психологической помощи, а также при нарушениях социализации и проблемах отношений. Книга является учебным пособием по одноименному курсу профессиональной переподготовки. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ...5 1. Интегративный подход в психологическом консультировании: основные ориентиры..8 2. Обучение практике психологического консультирования...18 3. Факторы эффективности консультирования: личность, метод и поле..21 4. Современные психотехнологии и их роль в консультативном процессе..36 5. Психотехнологии, используемые на начальных этапах оказания психологической помощи..39 5.1. Методы установления и поддержания контакта с клиентом, прояснения запроса и постановки цели..40 Отношение принятия...40 Активное слушание....42 Моделирующая беседа..48 Раппорт...52 Поиск нежелательных реакций..59 Технология желаемого результата в формировании запроса..59 Контракт между психологом и клиентом....62 Метапрограммы личности: первичная экспресс-диагностика...64 5.2. Психотехнологии отслеживания и изменения состояния клиента. Краткосрочная психотерапия....67 Калибровка или развитие сенсорной чувствительности к состоянию клиента....67 Психотехнологии краткосрочной психотерапии...75 Якорение: переработка негативных и закрепление приятных переживаний....76 Мастерство состояний: техника вызова желаемого состояния..82 Регуляция интенсивности состояния: методы шкалирования и интеграции полярностей....84 Субмодальности: изучение и изменение субъективного опыта...89 Метод тройной диссоциации в работе с фобиями....91 Техника "Взмах": быстрое изменение поведения..93 Круг совершенства: коррекция поведения и образа Я....96 Милтон-модель в эриксоновской гипнотерапии....98 Практика наведения транса...105 Сбор информации и конструирование транса..115 За пределами слов: невербальные аспекты трансовых наведений...121 Трансовые путешествия: "Альбом", "Театр", "Трехстворчатое зеркало".....133 Мотивы символдрамы в исследовании внутренних конфликтов и ресурсов: "Цветок", "Луг", "Опушка леса"...137 6. Современные психотехнологии в консультировании при нарушениях социализации и проблемах отношений...147 Развитие спонтанности и адаптивности в практике арт-терапии..147 Коррекция самовосприятия и межличностных отношений в арт-терапии...150 Арт-терапевтические коммуникативные практики...152 Развитие гибкости в общении: позиции восприятия и техника "Мета-зеркало"..156 Изменение ограничивающих убеждений...159 Алгоритм АВС в когнитивно-поведенческой психотерапии: коррекция иррациональных мыслей, состояния и поведения...166 Исследование жизненных стратегий: метод шести каналов в процессуальной психотерапии...171 Процессуальная работа с телесными симптомами и снами.....175 Осознавание скрытых аспектов отношений в паре: мотивы символдрамы "Подарок", "Берега реки", "Животное, растение, камень".....180 Трансовая техника "Пейзаж": гармонизация отношений с собой и миром.....185 Трансовое упражнение "Путешествие во времени".....188 ЗАКЛЮЧЕНИЕ......193 Приложения....194 1. Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки "Современные психотехнологии в психологическом консультировании".....194 2. Сводная таблица о сферах применения современных психотехнологий в консультировании....211 3. Поиск нежелательных поступков, чувств или реакций для работы с ними..218 4. Примеры терапевтического контракта и контракта ответственности....220 5. Метапрограммы личностных стилей....224 6. Калибровка глазодвигательных реакций....238 7. Предпочитаемые слова (предикаты), соответствующие различным репрезентативным системам (модальностям)....239 8. Внутренние субмодальности...240 9. Речевые техники в эриксоновском гипнозе....243 10. Основные признаки, наблюдаемые у клиента в ходе гипнотического сеанса....245 11. Стратегии погружения в терапевтический транс....246 12. Косвенное наведение путем терапевтических и двойных связок...248 13. Сбор информации для конструирования транса...250 14. Ассоциативное наведение транса.....252 15. Тематические группы упражнений арттерапии....253 16. Методика "Метафорический автопортрет"....266 17. Техника "Мета-зеркало"....268 18. Опросник для выявления ограничивающих убеждений....269 19. Пример работы с ограничивающими убеждениями с помощью рефрейминга....270 20. Словесные паттерны торпедотерапии.......274
Введение
"Что делать?" - наиболее частый вопрос, которым задается психолог, начинающий свою консультативную практику. Что делать, когда происходит встреча с клиентом, и все ранее известное психологу о консультировании теряет смысл перед потоком переживаний? Что делать со своим бессилием, растерянностью, сомнением в собственной компетентности? Как помочь клиенту обрести опору в водовороте событий его личной истории? Ответы на подобные вопросы в формате специальных процедур профессиональной деятельности, их методологического и методического обоснования, содержатся в этой книге. Парадокс освоения современных психотехнологий применительно к практике психологического консультирования состоит в том, что когда они освоены, многие из них уже не нужны: по мере их прохождения развивается личность практикующего, формируется его профессиональная идентичность. Появляется индивидуальный стиль, свои профессиональные стратегии, в идеальной перспективе консультанту достаточно быть в оптимальном состоянии - и клиент находит решение своей проблемы. Но до того, как это произойдет, предстоит пройти целый путь, и на данный момент можно выделить три варианта такого пути. Первый - совершенствовать себя и свое отношение к клиенту: стать полностью искренним с самим собой, эмпатийно сопереживающим и безусловно принимающим в контакте. Второй - подключиться к высшим, трансперсональным, психодуховным сферам, быть их проводником, так чтобы взаимодействие с клиентом на данном уровне стало исцеляющим. Третий - спуститься на землю и освоить инструментарий: того, как формировать отношения с клиентом, разбираться в его проблемах, чувствах и смыслах, как подключаться к высшим и личным ресурсам для оказания психологической помощи. Эта книга посвящена третьему варианту пути, хотя первые два глубоко уважаемы автором как сторонником интегративного подхода в психологии. Кратко рассмотрим основные понятия применительно к нашей теме: психологическое консультирование, психотехнологии, их место в психологической практике и соотношение с рядом других понятий психологического знания. Психологическим консультированием мы будем называть профессиональную помощь психолога клиенту в трудных жизненных ситуациях. Данная помощь осуществляется психологическими методами в контексте отношения психолога к клиенту как практически здоровому человеку, ответственному за решение своей проблемы [90]. Определяемое таким образом психологическое консультирование является составной частью более обширной практики - психотерапии, т.е. осуществляется в психотерапевтической модели. Это означает, что основными запросами клиента к психологу консультанту чаще всего являются проблемы экзистенциального кризиса, конфликтных отношений, трудности социализации и профессионального выбора. Причины таких обращений могут не осознаваться и лежать в сфере интра- и интерпсихических противоречий, с которыми проводится работа в консультировании и психотерапии. Психотехнологией в психологическом консультировании является специально организованная продуктивная деятельность, направленная на решение психологических задач: формирование определенных качеств личности и ее интеграции [52, 105]. Каждая психотехнология представляет собой совокупность приемов, методов, алгоритмов или психотехник, ведущих к запрашиваемым клиентом изменениям в его эмоциональной, поведенческой и интеллектуальной сферах. Терминологически близкое к психотехнологии понятие "психотехника" является включенным в него элементом или алгоритмическим шагом. Подробности о соотношении и содержании этих понятий применительно к психологическому консультированию рассматриваются в четвертой главе. Данное учебное пособие создано на основе проводимого автором курса тренингов в рамках программы профессиональной переподготовки психологов консультантов. Первая часть пособия содержит в себе основные психотехнологии, используемые на начальных этапах работы с клиентом: установление контакта, отслеживание текущего состояния, формирование запроса, методы краткосрочной психотерапии в рамках первой психологической помощи. Также рассматривается ряд психотехнологий в консультировании при нарушениях социализации и проблемах отношений. Знакомясь с каждым методом через собственный опыт его прохождения, демонстрационные сессии и супервизию, участники программы обнаруживают, что особенности подбора и проведения каждой методики очень индивидуальны: по сути, сколько клиентов - столько и методов. Поэтому в данном пособии вы встретите как методы из клиент-центрированной терапии, эриксоновской психотерапии, арттерапии, символдрамы, когнитивно-поведенческой, процессуальной терапии, так и ряд новых психотехнологий, родившихся во взаимодействии этих и других направлений с живой тканью разнообразных клиентских ситуаций. Основными принципами выбора психотехнологий, включенных в пособие, являются, во-первых, применимость их в практике психологического консультирования (они апробированы и дают результаты) и, во-вторых, транслируемость в обучении (они передаваемы, им можно научиться, что неоднократно проверено участниками наших программ и тренингов).
С благодарностью всем, кто принимал и принимает участие в процессе освоения современных психотехнологий: предлагаю вам сделать еще один шаг, мета-системный, потому что чтение пособий позволяет не только собрать полученные знания и понять как они взаимосвязаны, но и постичь нечто большее, что стоит за этой системой. Удачных вам инсайтов!
|