Абросимова Ю.А. Современные психотехнологии в психологическом консультировании. Часть 1.

Книга отражает интегративный авторский подход к процедурным аспектам психологического консультирования. Психотехнологии как инструмент психологической помощи систематизированы по современным направлениям и школам консультирования и психотерапии, целям и задачам, области применения, обсуждаются возможные противопоказания и перспективы совершенствования методов. Особое внимание уделяется факторам эффективности, экологии подходов и методов, мировоззренческим и личностным аспектам деятельности профессионала в психологическом консультировании. Подробно излагается каждая методика, приводятся примеры использования психотехнологий в практике психолога-консультанта. Часть 1 содержит методы, применяемые на начальных этапах оказания психологической помощи, а также при нарушениях социализации и проблемах отношений. Книга является учебным пособием по одноименному курсу профессиональной переподготовки.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...5

1. Интегративный подход в психологическом консультировании: основные ориентиры..8

2. Обучение практике психологического консультирования...18

3. Факторы эффективности консультирования: личность, метод и поле..21

4. Современные психотехнологии и их роль в консультативном процессе..36

5. Психотехнологии, используемые на начальных этапах оказания психологической помощи..39

5.1. Методы  установления и поддержания контакта с клиентом, прояснения запроса и постановки цели..40

Отношение принятия...40

Активное слушание....42

Моделирующая беседа..48

Раппорт...52

Поиск нежелательных реакций..59

Технология желаемого результата в формировании запроса..59

Контракт между психологом и клиентом....62

Метапрограммы личности: первичная экспресс-диагностика...64

5.2. Психотехнологии отслеживания и изменения состояния клиента. Краткосрочная психотерапия....67

Калибровка или развитие сенсорной чувствительности к состоянию клиента....67

Психотехнологии краткосрочной психотерапии...75

Якорение: переработка негативных и закрепление приятных переживаний....76

Мастерство состояний: техника вызова желаемого состояния..82

Регуляция интенсивности состояния: методы шкалирования и интеграции полярностей....84

Субмодальности: изучение и изменение субъективного опыта...89

Метод тройной диссоциации в работе с фобиями....91

Техника "Взмах": быстрое изменение поведения..93

Круг совершенства: коррекция поведения и образа Я....96

Милтон-модель в эриксоновской гипнотерапии....98

Практика наведения транса...105

Сбор информации и конструирование транса..115

За пределами слов: невербальные аспекты трансовых наведений...121

Трансовые путешествия: "Альбом", "Театр", "Трехстворчатое зеркало".....133

Мотивы символдрамы в исследовании внутренних конфликтов и ресурсов: "Цветок", "Луг", "Опушка леса"...137

6. Современные психотехнологии в консультировании при нарушениях социализации и проблемах отношений...147

Развитие спонтанности и адаптивности в практике арт-терапии..147

Коррекция самовосприятия и межличностных отношений в арт-терапии...150

Арт-терапевтические коммуникативные практики...152

Развитие гибкости в общении: позиции восприятия и техника "Мета-зеркало"..156

Изменение ограничивающих убеждений...159

Алгоритм АВС в когнитивно-поведенческой психотерапии: коррекция иррациональных мыслей, состояния и поведения...166

Исследование жизненных стратегий: метод шести каналов в процессуальной психотерапии...171

Процессуальная работа с телесными симптомами и снами.....175

Осознавание скрытых аспектов отношений в паре: мотивы символдрамы "Подарок", "Берега реки", "Животное, растение, камень".....180

Трансовая техника "Пейзаж": гармонизация отношений с собой и миром.....185

Трансовое упражнение "Путешествие во времени".....188

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......193

Приложения....194

1. Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки "Современные психотехнологии в психологическом консультировании".....194

2. Сводная таблица о сферах применения современных психотехнологий в консультировании....211

3. Поиск нежелательных поступков, чувств или реакций для работы с ними..218

4. Примеры терапевтического контракта и контракта ответственности....220

5. Метапрограммы личностных стилей....224

6. Калибровка глазодвигательных реакций....238

7. Предпочитаемые слова (предикаты), соответствующие различным репрезентативным системам (модальностям)....239

8. Внутренние субмодальности...240

9. Речевые техники в эриксоновском гипнозе....243

10. Основные признаки, наблюдаемые у клиента в ходе гипнотического сеанса....245

11. Стратегии погружения в терапевтический транс....246

12. Косвенное наведение путем терапевтических и двойных связок...248

13. Сбор информации для конструирования транса...250

14. Ассоциативное наведение транса.....252

15. Тематические группы упражнений арттерапии....253

16. Методика "Метафорический автопортрет"....266

17. Техника "Мета-зеркало"....268

18. Опросник для выявления ограничивающих убеждений....269

19. Пример работы с ограничивающими убеждениями с помощью рефрейминга....270

20. Словесные паттерны торпедотерапии.......274

21. Когнитивно-поведенческая терапия: работа с иррациональными убеждениями...275

22. Медитативное упражнение "Посмотреть на себя любящими глазами"...285

 

Библиография....287

 

Введение

 

"Что делать?" - наиболее частый вопрос, которым задается  психолог, начинающий свою консультативную практику. Что делать, когда происходит встреча с клиентом, и все ранее известное психологу о консультировании теряет смысл перед потоком  переживаний? Что делать со своим бессилием, растерянностью, сомнением в собственной компетентности? Как помочь клиенту обрести опору в водовороте событий его личной истории? Ответы на подобные вопросы в формате специальных процедур профессиональной деятельности, их методологического и методического обоснования, содержатся в этой книге.

Парадокс освоения современных психотехнологий применительно к практике психологического консультирования состоит в том, что когда они освоены, многие из них уже не нужны: по мере их прохождения развивается личность практикующего, формируется его профессиональная идентичность. Появляется индивидуальный стиль, свои профессиональные стратегии, в идеальной перспективе консультанту достаточно быть в оптимальном состоянии - и клиент находит решение своей проблемы.

Но до того, как это произойдет, предстоит пройти целый путь, и на данный момент можно выделить три варианта такого пути. Первый - совершенствовать себя и свое отношение к клиенту: стать полностью искренним с самим собой, эмпатийно сопереживающим и безусловно принимающим в контакте. Второй - подключиться к высшим, трансперсональным, психодуховным сферам, быть их проводником, так чтобы взаимодействие с клиентом на данном уровне стало исцеляющим. Третий - спуститься на землю и освоить инструментарий: того, как формировать отношения с клиентом, разбираться в его проблемах, чувствах и смыслах, как подключаться к высшим и личным ресурсам для оказания психологической помощи.

Эта книга посвящена третьему варианту пути, хотя первые два глубоко уважаемы автором как сторонником интегративного подхода в психологии. Кратко рассмотрим основные понятия применительно к нашей теме: психологическое консультирование, психотехнологии, их место в психологической практике и соотношение с рядом других понятий психологического знания.

Психологическим консультированием мы будем называть профессиональную помощь психолога  клиенту в трудных жизненных ситуациях. Данная помощь осуществляется психологическими методами в контексте отношения психолога к клиенту как практически здоровому человеку, ответственному за решение своей проблемы [90]. Определяемое таким образом психологическое консультирование является составной частью более обширной практики - психотерапии, т.е. осуществляется в психотерапевтической модели.

Это означает, что основными запросами клиента к психологу консультанту чаще всего являются проблемы экзистенциального кризиса, конфликтных отношений, трудности социализации и профессионального выбора. Причины таких обращений могут  не осознаваться и лежать в сфере интра- и интерпсихических противоречий, с которыми проводится работа в консультировании и психотерапии.

Психотехнологией в психологическом консультировании является специально организованная продуктивная деятельность, направленная на решение психологических задач: формирование определенных качеств личности и ее интеграции [52, 105]. Каждая психотехнология представляет собой совокупность приемов, методов, алгоритмов или психотехник, ведущих к запрашиваемым клиентом изменениям в его эмоциональной, поведенческой и интеллектуальной сферах.

Терминологически близкое к психотехнологии понятие "психотехника" является включенным в него элементом или алгоритмическим шагом. Подробности о соотношении и содержании этих понятий применительно к психологическому консультированию рассматриваются в четвертой главе.

Данное учебное пособие создано на основе проводимого автором курса тренингов в рамках программы профессиональной переподготовки психологов консультантов. Первая часть пособия  содержит в себе основные психотехнологии, используемые на начальных этапах работы с клиентом: установление контакта, отслеживание текущего состояния, формирование запроса, методы краткосрочной психотерапии в рамках первой психологической помощи.

Также рассматривается ряд психотехнологий в консультировании при нарушениях социализации и проблемах отношений. Знакомясь с каждым методом через собственный опыт  его прохождения, демонстрационные сессии и супервизию, участники программы обнаруживают, что особенности подбора и проведения каждой методики очень индивидуальны: по сути, сколько клиентов - столько и методов. Поэтому в данном пособии вы встретите как методы из клиент-центрированной терапии, эриксоновской психотерапии, арттерапии, символдрамы, когнитивно-поведенческой, процессуальной терапии, так и ряд новых психотехнологий, родившихся во взаимодействии этих и других направлений с живой тканью разнообразных клиентских ситуаций.

Основными принципами выбора психотехнологий, включенных в пособие, являются, во-первых, применимость их в практике психологического консультирования (они апробированы и дают результаты) и, во-вторых, транслируемость в обучении  (они передаваемы, им можно научиться, что неоднократно проверено участниками наших программ и тренингов).

 

С благодарностью всем, кто принимал и принимает участие в процессе  освоения современных психотехнологий: предлагаю вам сделать еще один шаг, мета-системный, потому что чтение пособий позволяет не только собрать полученные знания и понять как они взаимосвязаны, но и постичь нечто большее, что стоит за этой системой. Удачных вам инсайтов!

Стоимость книги 800 рублей. Купить можно здесь

Узнать о других книгах и видеоприложениях здесь

Отправляя свои данные, вы даете согласие на обработку персональных данных. Конфиденциальность гарантируем.