Абросимова Ю.А. Современные психотехнологии в психологическом консультировании. Часть 2. Учебное пособие. - Саратов.: Издательство "Техно-Декор", 2019. - 320 с. Книга отражает интегративный авторский подход к процедурным аспектам психологического консультирования. Психотехнологии как инструмент психологической помощи систематизированы по современным направлениям и школам консультирования и психотерапии, целям и задачам, области применения, обсуждаются возможные противопоказания и перспективы совершенствования методов. Особое внимание уделяется факторам эффективности, экологии подходов и методов, мировоззренческим и личностным аспектам деятельности профессионала в психологическом консультировании. Рассматриваются сложные случаи в практике работы, особенности профессиональной идентичности и стиля психолога консультанта. Подробно излагается каждая методика, приводятся примеры использования психотехнологий в консультировании и психотерапии. Часть 2 содержит методы, применяемые в работе с зависимостями, кризисными состояниями, психологическими травмами и для целей личностного роста. Книга является учебным пособием по одноименному курсу профессиональной переподготовки. Объем книги 320 страниц Купить книгу здесь Узнать о других книгах здесь СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Сложные случаи в работе психолога консультанта: критерии, причины, основные стратегии 2. Вы - профессионал: особенности профидентичности психолога консультанта 3. Ваши действия как профессионала: индивидуальный стиль и его воплощение в практике психолога 4. Психотехнологии, направленные на преодоление зависимостей и личностный рост клиента 4.1. Методы эриксоновского гипноза Ассоциативное и диссоциативное наведение транса Виды внушений Управление глубиной погружения в транс Трансовые индукции, направленные на преодоление зависимостей Гипнотическая интеграция Гипнотический регресс и прогресс Трансовые практики, направленные на личностный рост Методы самогипноза 4.2. Методы нейролингвистического программирования (НЛП) Психотехнологии выявления зависимостей Шестишаговый рефрейминг - переформирование зависимости Перегрузка субмодальностей восприятия Метод "Разрыв склейки" в работе с эмоциональной зависимостью Генератор нового поведения после прерывания зависимости Отделение поведения от контекста Методы личностного редактирования Психотехнологии переосмысления жизни, убеждений и ценностей 4.3.Методы метафорических ассоциативных карт (МАК) Особенности применения МАК в практике психолога консультанта МАК "Выбери Жизнь" в работе с зависимостями Наборы МАК для целей личностного роста и развития креативности Составление авторских наборов метафорических ассоциативных карт Интеграция метода МАК с другими методами консультирования и психотерапии 4.4. Методы символдрамы Символдраматический подход в психотерапии и психокоррекции Методы символдрамы в работе с аддикциями Коррекция личностных нарушений и личностный рост с помощью символдрамы Мотивы символдрамы "Надел земли" и "Строительство дома" Специфика работы с образами клиента в практике кататимно-имагинативной психотерапии Сочетание символдрамы с другими методами, основанными на использовании образов и измененных состояний сознания 5. Современные психотехнологии в работе с кризисными состояниями и посттравматическими стрессовыми расстройствами (ПТСР) 5.1. Символдрама в работе с кризисами развития и ПТСР Мотивы символдрамы "Бабушки и дедушки" и "Место силы рода" в кризисной и семейной психотерапии Мотив "Встреча с особо значимым лицом" 5.2. Применение психодрамы в кризисной психотерапии Психодраматическая группа в раскрытии личностного потенциала после кризисов и ПТСР. Драматерапия и маскотерапия в практике психологической реабилитации 5.3. Методы НЛП, направленные на восстановление целостности личности Исследование и преобразование жизненных стратегий на линии времени Реимпринтинг: перезапечатление травматических переживаний Практики личностной интеграции: обнаружение глубинных ценностей и сущностная трансформация 5.4. Методы телесноориентированной психотерапии в преодолении страхов и травм потерь 5.5. Методы трансперсональной психологии в работе с травматическими переживаниями и психодуховными проблемами 5.6. Основы юнгианского психоанализа в работе с травмой, сопровождении кризисов и процессов индивидуации 5.7. Универсальные многослойные метафоры в работе с экзистенциальными кризисами и задачами самореализации Метафора "Путешествие через тоннель" Трансовые путешествия с использованием мандалы Метафора "Тотем" ЗАКЛЮЧЕНИЕ Приложения 1. Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки "Современные психотехнологии в психологическом консультировании" 2. Сводная таблица о сферах применения современных психотехнологий в консультировании.. 3. Калибровка как метод развития наблюдательности и сенсорной чувствительности.. 4. Самогипноз 5. Исследование полярных состояний 6. Психотехника развития творческого Я 7. Десенсибилизация при помощи движения глаз 8. Рекомендации по работе с метафорическими картами "Выбери Жизнь"259 9. Сказочные истории глазами психотерапевта 10. Описания проективных сказочных карт 11. Техники работы с МАК "Тотемные животные" 12. Авторские техники работы с МАК 13. Релаксационная подготовка к процессу имагинации по методу символдрамы 14. Соответствие мотивов символдрамы проблематике и стадиям детского развития 15. Мотивы и инструменты воздействия по методу символдрамы 16. Обзор психодраматических техник 17. Примеры завершающих сцен в психодраме 18. Принципы построения и примеры упражнений телесно-ориентированного тренинга 19. Упражнения танатотерапии 20. Инструкция для участников группы холотропного дыхания (трансперсональной терапии) 21. Групповая работа со сновидением юнгианском анализе 22. Методы глубинной психологии
Библиография
Введение В сфере психологического консультирования пока не решен вопрос о том, является ли оно наукой или искусством, каков баланс интуитивных и рационально обоснованных процессов в деятельности психолога-консультанта. И пока на эту тему идут дискуссии, публикуются разнообразные исследования и методические разработки, практикующие психологи продолжают принимать клиентов, опираясь на свои знания и опыт, создавая гипотезы и профессиональные стратегии для каждого клиентского случая. Как они это делают? Непрерывное обучение, регулярная практика, общение с коллегами, личная терапия и супервизия - вот те основные и очевидные компоненты, которые слагают фундамент профессиональной компетентности психолога-консультанта. На данном фундаменте каждый выстраивает свой стиль и направленность деятельности, постоянно улучшая и перестраивая этот индивидуальный проект. Благодаря саморазвитию и самостроительству в сфере психологической практики мы можем отличить одного психолога от другого, найти свой путь в профессии. Методические разработки, пособия и курсы - закономерные шаги на этом пути. Данная книга является второй частью методического пособия по курсу о современных психотехнологиях в психологическом консультировании. В ней затрагиваются темы, с которыми сталкиваются в процессе консультирования многие психологи, но чувствуют в себе готовность с ними работать далеко не все. Мы рассмотрим причины, по которым клиентский случай оказывается сложным для психолога, способы работы с этими случаями и критерии, по которым можно распознать "не свою" сферу профессиональной компетентности. Во второй части содержатся психотехнологии работы с зависимостями и созависимостями, проблемами личностного роста, кризисными состояния и посттравматическими стрессовыми расстройствами. Для такого рода запросов консультативной психологической помощи может оказаться недостаточно, поэтому значительная часть представленных здесь методов используется также в формате долгосрочной психотерапии. Приводятся методы глубинной психологии, символдрамы, психодрамы, телесноориентированной и трансперсональной психотерапии, универсальные гипнотерапевтические метафоры, практики личностной интеграции в различных направлениях психотерапии и ряд других. Чем больше методов и проблем разбирается, тем шире становится сфера возможных компетенций психолога, а также расширяется круг непознанного в пространстве человеческой души. Каждая встреча с клиентом привносит свой вклад в эмпирическое познание и интуитивное постижение феноменов трансформации различных психотехнологий в субъективном опыте и мироощущении личности, возможность адаптировать, развивать имеющиеся и создавать новые методы. Желаю вам вдумчивого и постепенного освоения этого материала: в комментариях к методикам вы узнаете, какие этапы нужны для их прочного усвоения и оптимального применения. В большинстве случаев лучше начинать с себя - таков удел практикующих психологов: исцеляя и совершенствуясь, мы апробируем метод на собственном опыте, чтобы затем с его помощью работать с другими людьми. В этом случае факторы личности и метода действуют в унисон, усиливая необходимый терапевтический эффект, активируя в клиенте потенциал самопознания, развития и творчества. |