Абросимова Ю.А. Современные психотехнологии в психологическом консультировании.

Часть 2. Учебное пособие. - Саратов.: Издательство "Техно-Декор", 2019. - 320 с.

Книга отражает интегративный авторский подход к процедурным аспектам психологического консультирования. Психотехнологии как инструмент психологической помощи систематизированы по современным направлениям и школам консультирования и психотерапии, целям и задачам, области применения, обсуждаются возможные противопоказания и перспективы совершенствования методов. Особое внимание уделяется факторам эффективности, экологии подходов и методов, мировоззренческим и личностным аспектам деятельности профессионала в психологическом консультировании. Рассматриваются сложные случаи в практике работы, особенности профессиональной идентичности и стиля психолога консультанта. Подробно излагается каждая методика, приводятся примеры использования психотехнологий в консультировании и психотерапии. Часть 2 содержит методы, применяемые в работе с зависимостями, кризисными состояниями, психологическими травмами и для целей личностного роста. Книга является учебным пособием по одноименному курсу профессиональной переподготовки.

Объем книги 320 страниц

Купить книгу здесь

Узнать о других книгах здесь

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Сложные случаи в работе психолога консультанта: критерии, причины, основные стратегии

2. Вы - профессионал: особенности профидентичности психолога консультанта

3. Ваши действия как профессионала: индивидуальный стиль и его воплощение в практике психолога

4. Психотехнологии, направленные на преодоление зависимостей и личностный рост клиента

4.1. Методы  эриксоновского гипноза

Ассоциативное и диссоциативное наведение транса

Виды внушений

Управление глубиной погружения в транс

Трансовые индукции, направленные на преодоление зависимостей

Гипнотическая интеграция

Гипнотический регресс и прогресс

Трансовые практики, направленные на личностный рост

Методы самогипноза

4.2. Методы нейролингвистического программирования (НЛП)

Психотехнологии выявления зависимостей

Шестишаговый рефрейминг - переформирование зависимости

Перегрузка субмодальностей восприятия

Метод "Разрыв склейки" в работе с эмоциональной зависимостью

Генератор нового поведения после прерывания зависимости

Отделение поведения от контекста

Методы личностного редактирования

Психотехнологии переосмысления жизни, убеждений и ценностей

4.3.Методы метафорических ассоциативных карт (МАК)

Особенности применения МАК в практике психолога консультанта

МАК "Выбери Жизнь" в работе с зависимостями

Наборы МАК для целей личностного роста и развития креативности

Составление авторских наборов метафорических ассоциативных карт

Интеграция метода МАК с другими методами консультирования и психотерапии

4.4. Методы символдрамы

Символдраматический подход в психотерапии и психокоррекции

Методы символдрамы в работе с аддикциями

Коррекция личностных нарушений и личностный рост с помощью символдрамы

Мотивы символдрамы "Надел земли" и "Строительство дома"

Специфика работы с образами клиента в практике кататимно-имагинативной психотерапии

Сочетание символдрамы с другими методами, основанными на использовании образов и измененных состояний сознания

5. Современные психотехнологии в работе с кризисными состояниями и посттравматическими стрессовыми расстройствами (ПТСР)

5.1. Символдрама в работе с кризисами развития и ПТСР

Мотивы символдрамы "Бабушки и дедушки" и "Место силы рода" в кризисной и семейной психотерапии

Мотив "Встреча с особо значимым лицом"

5.2. Применение психодрамы в кризисной психотерапии

Психодраматическая группа в раскрытии личностного потенциала после кризисов и ПТСР.

Драматерапия и маскотерапия в практике психологической реабилитации

5.3. Методы НЛП, направленные на восстановление целостности личности

Исследование и преобразование жизненных стратегий на линии времени

Реимпринтинг: перезапечатление травматических переживаний

Практики личностной интеграции: обнаружение глубинных ценностей и сущностная трансформация

5.4. Методы телесноориентированной психотерапии в преодолении страхов и травм потерь

5.5. Методы трансперсональной психологии в работе с травматическими переживаниями и психодуховными проблемами

5.6. Основы юнгианского психоанализа в работе с травмой, сопровождении кризисов и процессов индивидуации

5.7. Универсальные многослойные метафоры в работе с экзистенциальными кризисами и задачами самореализации

Метафора "Путешествие через тоннель"

Трансовые путешествия с использованием мандалы

Метафора "Тотем"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приложения

1. Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки "Современные психотехнологии в психологическом консультировании"

2. Сводная таблица о сферах применения современных психотехнологий в консультировании..

3. Калибровка как метод развития наблюдательности и сенсорной чувствительности..

4. Самогипноз

5. Исследование полярных состояний

6. Психотехника развития творческого Я

7. Десенсибилизация при помощи движения глаз

8. Рекомендации по работе с метафорическими картами "Выбери Жизнь"259

9. Сказочные истории глазами психотерапевта

10. Описания проективных сказочных карт

11. Техники работы с МАК "Тотемные животные"

12. Авторские техники работы с МАК

13. Релаксационная подготовка к процессу имагинации по методу символдрамы

14. Соответствие мотивов символдрамы проблематике и стадиям детского развития

15. Мотивы и инструменты воздействия по методу символдрамы

16. Обзор психодраматических техник

17. Примеры завершающих сцен в психодраме

18. Принципы построения и примеры упражнений телесно-ориентированного тренинга

19. Упражнения танатотерапии

20. Инструкция для участников группы холотропного дыхания (трансперсональной терапии)

21. Групповая работа со сновидением юнгианском анализе

22. Методы глубинной психологии

 

Библиография

Введение

В сфере психологического консультирования пока не решен вопрос о том, является ли оно наукой или искусством, каков баланс интуитивных и рационально обоснованных процессов в деятельности психолога-консультанта. И пока на эту тему идут дискуссии, публикуются разнообразные исследования и методические разработки, практикующие психологи продолжают принимать клиентов, опираясь на свои знания и опыт, создавая гипотезы и профессиональные стратегии для каждого клиентского случая. Как они это делают?

Непрерывное обучение, регулярная практика, общение с коллегами, личная терапия и супервизия - вот те основные и очевидные компоненты, которые слагают фундамент профессиональной компетентности психолога-консультанта. На данном фундаменте каждый выстраивает свой стиль и направленность деятельности, постоянно улучшая и перестраивая этот индивидуальный проект. Благодаря саморазвитию и самостроительству в сфере психологической практики мы можем отличить одного психолога от другого, найти свой путь в профессии.

Методические разработки, пособия и курсы - закономерные шаги на этом пути. Данная книга является второй частью методического пособия по курсу о современных психотехнологиях в психологическом консультировании. В ней затрагиваются темы, с которыми сталкиваются в процессе консультирования многие психологи, но чувствуют в себе готовность с ними работать далеко не все. Мы рассмотрим причины, по которым клиентский случай оказывается сложным для психолога, способы работы с этими случаями и критерии, по которым можно распознать "не свою" сферу профессиональной компетентности.

Во второй части содержатся психотехнологии работы с зависимостями и созависимостями, проблемами личностного роста, кризисными состояния и посттравматическими стрессовыми расстройствами. Для такого рода запросов консультативной психологической помощи может оказаться недостаточно, поэтому значительная часть представленных здесь методов используется также в формате долгосрочной психотерапии.

Приводятся методы глубинной психологии, символдрамы, психодрамы, телесноориентированной и трансперсональной психотерапии, универсальные гипнотерапевтические метафоры, практики личностной интеграции в различных направлениях психотерапии и ряд других.

Чем больше методов и проблем разбирается, тем шире становится сфера возможных компетенций психолога, а также расширяется круг непознанного в пространстве человеческой души. Каждая встреча с клиентом привносит свой вклад в эмпирическое познание и интуитивное постижение феноменов трансформации различных психотехнологий в субъективном опыте и мироощущении личности, возможность адаптировать, развивать имеющиеся и создавать новые методы.

Желаю вам вдумчивого и постепенного освоения этого материала: в комментариях к методикам вы узнаете, какие этапы нужны для их прочного усвоения и оптимального применения. В большинстве случаев лучше начинать с себя - таков удел практикующих психологов: исцеляя и совершенствуясь, мы апробируем метод на собственном опыте, чтобы затем с его помощью работать с другими людьми. В этом случае факторы личности и метода действуют в унисон, усиливая необходимый терапевтический эффект, активируя в клиенте потенциал самопознания, развития и творчества.