Сутягина О.А., Абросимова Ю.А. Психолингвистические аспекты формирования здорового образа жизни в занятиях со студентами специальной медицинской группы

– сб. «Профессионально ориентированное преподавание общенаучных дисциплин в экономическом вузе», вып. 2, СГСЭУ, 1999 г.


Одним из средств совершенствования образовательного процесса в специальных медицинских группах является мотивирование студентов к здоровому образу жизни. Цель данной статьи - наметить основные отличия успешного процесса создания мотивации к здоровому образу жизни на уровне порождения и восприятия речевых высказываний преподавателей специальных медицинских групп.

 

Объектами анализа выступали диктофонные записи бесед преподавателей со студентами в ходе занятий физической подготовкой, а также самоотчеты студентов до и после занятий.

 

На первом этапе работы изучались естественные (без предварительной инструкции) речевые сообщения преподавателей и студентов в процессе обучения. В анализе структуры речевого продукта преподавателей особое внимание уделялось частоте использования прямых и косвенных указаний, глаголов в определенном времени, местоимений, а также конкретных примеров и историй, подтверждающих необходимость здорового образа жизни. В самоотчетах студентов фиксировались такие показатели, как позитивные и негативные ассоциации, определенность-неопределенность отношения к занятиям физической культурой, место здорового образа жизни в иерархии личных ценностей.

 

В целом прослеживалась тенденция к снижению негативных ассоциаций у студентов при наличии в речевых сообщениях преподавателей примеров на основе реального опыта.

 

На следующем этапе преподавателям рекомендовалось целенаправленно использовать примеры и косвенные указания в процессе общения со студентами специальной медицинской группы. Преподаватели были ознакомлены со структурой составления “обучающих историй” и основными правилами построения фраз, содержащих косвенные команды.

 

Анализ ответных речевых сообщений студентов показал не только снижение негативных ассоциаций в среднем на 26 %, но также стабилизацию отношения к занятиям физической культурой как “способу улучшить самочувствие”, “переключиться”, “повысить тонус”, “поднять настроение”.

 

Третий этап работы включал специальную ориентацию речевых сообщений на индивидуальные особенности отдельных “застрявших” студентов, имеющих частые пропуски занятий по причине заболеваний. Преподавателям рекомендовалось в контексте учебного взаимодействия использовать терапевтические метафоры и метафоры изменения, предварительно составленные психологом в форме историй из реального опыта.

 

Сравнительный анализ самоотчетов до и после занятий показал в 67 % случаев передвижение здорового образа жизни в иерархии личных ценностей на 1-2 позиции выше первоначального уровня, что соответствовало основным целям, заключенным в речевую структуру сообщений преподавателей. Наблюдения в течение последующих двух месяцев свидетельствуют о росте посещаемости данными студентами занятий в специальной медицинской группе.

 

Обнаруженные тенденции позволяют расширить арсенал средств педагогической коммуникации и открывают дополнительные возможности сформировать поведение, ориентированное на физическое развитие и здоровье молодого поколения.