Орлова М.М., Абросимова Ю.А. Гипноаналитические методы обучения альтернативным стратегиям поведения детей созависимой семьи

Саратов, 1999 г.


Психологическое консультирование детей созависимой семьи часто обнаруживает жесткие формы усвоенных программ поведения, убеждений и верований, продиктованных ситуацией в семье, что затрудняет процесс их личностного развития. При длительном существовании проблем созависимости ребенок, как правило, не имеет сознательного доступа к своему позитивному опыту, когда он вел и чувствовал себя иначе, чем в момент обращения за психологической помощью. Поэтому, наряду с семейной психотерапией, изменяющей систему взаимоотношений детей с родственниками и создающей внешние условия поиска альтернативных стратегий, представляется целесообразным также использовать гипноаналитический подход, который позволяет обнаружить внутренние условия и ресурсы , а также научиться самостоятельно производить необходимые изменения, вырабатывать собственные стратегии поведения в различных ситуациях. В данной статье обобщен опыт применения гипноанализа с подростками 12-16 лет из семей созависимого типа (неполных, с зависимым членом семьи, авторитарным стилем воспитания и т.д.) в виде рекомендуемой последовательности методов и ожидаемых результатов каждого этапа.

На этапе сбора анамнеза для гипноаналитического процесса необходимо иметь информацию о значимых лицах, увлечениях, местах, где любит бывать подросток, его ключевых словах, связанных со значимым опытом, с тем чтобы использовать образы и психолингвистические особенности его воспоминаний для конструирования терапевтического транса. В случае затруднений с позитивными воспоминаниями предлагается ситуация эмоционального отреагирования в виде коротких двигательных упражнений или направленного фантазирования, ведущих к высвобождению негативных эмоций и переживаниям катарсиса.

Следующий этап включает в себя возрастную регрессию в измененном состоянии сознания с целью поиска ресурсных состояний или “состояний силы” и закрепление их в опыте подростка. В связи с тем, что такие состояния могут быть не связаны в сознательной памяти с конкретным возрастом и ситуацией, их бессознательный поиск следует осуществлять в рамках структурированной метафоры. Например, подростку предлагаются визуально-кинестетические образы, ассоциирующиеся с перелистыванием страниц своей биографии или альбома фотографий назад, а также постепенным уменьшением размеров своего тела до момента встречи с необходимым ресурсным состоянием. На данном этапе возможно проявление двигательной активности, в самоотчетах детей отмечается восприятие себя сильным и энергичным. Для углубления полученного эффекта это состояние можно усилить и продолжить возрастную регрессию до нахождения одного-двух аналогичных состояний в опыте подростка.

При полном неприятии себя в прошлом подростку предлагается в измененном состоянии сознания отправиться в то место, где он любит бывать и встретиться с образом своего бессознательного (чаще всего это “дружественное животное”, иногда волшебный предмет или человек, обладающий особой силой), от которого он может получить необходимую помощь, с косвенным указанием на дальнейшую проработку проблемы во время сна.

Закрепление полученного ресурсного состояния осуществляется методом якорения (образования условного рефлекса). На третьем этапе гипноаналитической работы с подростком ресурсные состояния используются для достижения им необходимых изменений. Проводится обучение самостоятельному возобновлению “состояний силы” в проблемных ситуациях путем актуализации подростком визуальных, аудиальных или кинестетических стимулов, ассоциирующихся с переживанием себя сильным и энергичным. Данные упражнения вызывают наиболее ярко выраженные позитивные реакции, так как позволяют не только ощутить свою способность к саморегуляции, но и сохранить чувство безопасности, независимости, защищенности от внешних воздействий. Входя в ресурсные состояния, подростки могут спонтанно развивать альтернативные стратегии поведения и способы реагирования на ситуацию в семье.

Применительно к случаям зависимого поведения как результата длительного проживания в созависимой семье используются также четвертый и пятый этапы гипноаналитического процесса, структурирующие и направляющие поиск альтернативных поведенческих стратегий.

Если зависимый тип поведения не несет позитивной функции и полностью не устраивает подростка, ему предлагается четвертый этап гипноанализа: метафора изменения и встроенная метафора, ориентированные на замену или иной выбор поведения (образ нескольких путей к одной цели, переписывания аудио- и видеозаписей событий прошлой и будущей жизни и т.д.)На пятом этапе подростку предлагается создать желаемый образ себя в будущем (используются метафоры зеркала, фотографии, живой скульптуры) и затем, возобновив якорь ресурсного состояния, ассоциироваться с данным образом (вклеить недостающую фотографию, написать страницу, войти в зеркало или скульптурный образ). Проделав это несколько раз в присутствии психолога, подросток получает “домашнее задание”: выполнять данное упражнение ежедневно в момент просыпания, а также в различных стрессовых ситуациях или условиях, ранее вызывавших зависимое поведение.

По окончании гипноаналитического процесса с подростком поддерживается связь в течение нескольких месяцев или лет в зависимости от глубины проблемы, поощряются любые позитивные изменения, отслеживаются результаты самостоятельного применения методов третьего и пятого этапов. Часто итогом такой работы становится своеобразная “коллекция” альтернативных стратегий поведения, которая регулярно пополняется подростком, а также развитие способности к психологическому самовосстановлению и постановке индивидуальных целей. В ряде случаев изменения в поведении подростка служат поводом для обращения к психологу других членов семьи, появления ориентации на сотрудничество.

Таким образом, гипноаналитический подход, наряду с семейной и групповой психотерапией в работе с детьми созависимой семьи ведет к изменению их отношения к проблемам семьи, формирует внутреннюю свободу выбора личностью поведенческих стратегий, собственных целей и ценностей.
Л и т е р а т у р а

1.П. Хоукинс Гипноанализ. М., 1994 г.
2.С. Гиллиген Терапевтические трансы. М., 1997 г.
3.О. А.Сутягина, Ю.А. Абросимова Психолингвистические аспекты формирования здорового образа жизни в занятиях с учащимися специальной медицинской группы. Саратов, 1998 г.