О.А. Сутягина Практическая психология “новой волны” в спортивной деятельности

– Саратов, 2000 г.


Процессы укрепления и совершенствования физического и нервно-психического здоровья, как правило, взаимосвязаны в спортивной деятельности и физическом воспитании в вузе. Современные методы физической подготовки все чаще включают в себя приемы практической психологии, которые выполняют триединую задачу.

 

Во-первых, практическая психология позволяет проанализировать свой опыт занятий физической культурой и спортом. У каждого человека спортивная деятельность формирует интуицию и индивидуальные способы самонастройки, особый строй внутренних переживаний, связанных с занятиями, откладывающиеся преимущественно в бессознательных формах: зачастую он сам не знает, как добивается успеха. Такой опыт трудно бывает объяснить в традиционных терминах физической, технической и тактической подготовки.

 

Предлагаемые методы психологии “новой волны” изучают механизмы человеческой психики и позволяют занимающемуся физической культурой самостоятельно сформировать свой собственный алгоритм успешной деятельности на языке, понятном ему и окружающим. Такой опыт, сформированный в доступных терминах, можно перенять и остальным участникам обучения физической культуре, как дополнительный путь улучшить свои результаты.

 

Во-вторых, психология, изучающая спортивную деятельность, всегда задавалась вопросом: как пробудить и раскрепостить способности человека в этом направлении, побудить его к непрерывному росту, внутренним перестройкам нажитого и освоенного? На формирование потребности и конкретных навыков самостоятельного творческого поиска в занятиях физической культурой и спортом обращается основное внимание в психологии “новой волны” применительно к данным видам деятельности. Сами психологические приемы создают творческую атмосферу, позволяют не останавливаться на достигнутом, стимулируют положительные эмоции узнавания нового о своих возможностях.

 

В-третьих, практическая психология улучшает процессы психической саморегуляции, позволяет быстрее и полнее восстановить свои силы после физических и психических нагрузок, которые являются неотъемлемой частью занятий физической культурой и спортом. Крайне важна также психологическая подготовка перед занятиями, создающая необходимый внутренний настрой, состояние высокой мобилизации психофизиологических ресурсов. В ходе самих занятий спортивной деятельностью нередко возникают ситуации, требующие оперативной внутренней перестройки, при которых способности гибко управлять своим психическим состоянием также выходят на первый план.

 

Основным теоретическим постулатом психологии “новой волны” является идея о том, что бессознательное человека представляет собой неисчерпаемый резервуар ресурсов, мы рождаемся, имея информацию о мире и о себе, важно лишь получить доступ к этим своим знаниям и способностям. Поэтому психотехники “новой волны” направлены на самораскрытие личности, создание особых состояний сознания, при которых она быстро обучается, формирует нескончаемый набор гибких навыков внешнего и внутреннего поведения.

 

В нашей работе мы используем три основных направления практической психологии “новой волны”: эриксоновский подход, нейро-лингвистическое программирование и телесно ориентированную терапию.

 

Методы эриксоновского подхода применялись нами как в воспитательной работе, так и в процессе обучения. Чтобы сформировать потребность в здоровом образе жизни, можно идти разными путями: логически объяснить его необходимость, продемонстрировать на себе или ком-либо его эффективность, наконец, потребовать соблюдать определенные нормы физического и психического здоровья. Но есть еще один путь, обращенный к бессознательному студента - это использование гипнотических метафор по методу М. Эриксона и обучение простейшим навыкам самогипноза для внутренней гармонизации.

 

Например, работая со специальной медицинской группой, преподаватели использовали в своей речи “обучающие истории”, составленные психологом и содержащие косвенные команды, что позволило снизить негативные ассоциации студентов в среднем на 26% и стабилизировать отношение к физической культуре как “способу улучшить самочувствие”, “переключиться”, “повысить тонус”, “поднять настроение”. С “застрявшими” студентами, имеющими частые пропуски занятий по причине заболеваний, использовались эриксоновские метафоры изменения и терапевтические метафоры. В результате у 67% повысилась ценность для них здорового образа жизни и посещаемость занятий физической культурой.

 

Обучение студентов навыкам управления своими физиологическими ощущениями также осуществлялось в русле эриксоновского подхода. Сначала им предлагался ряд коротких и интересных упражнений по самовнушению разницы температур и веса рук. Освоив данные упражнения, студенты во время самогипноза проговаривали про себя наиболее актуальные для них учебные цели и сроки, в которые хотели бы их достигнуть. Согласно самоотчетам студентов, 65% из них удалось реализовать поставленные ими цели в обозначенный срок. Дополнительным эффектом от усвоения этих упражнений была появившаяся у некоторых студентов способность управлять своими болевыми ощущениями.

 

В целом применение эриксоновского подхода позволяет прийти к более глубокому пониманию ресурсов своего организма и психики. Эриксоновский гипноз не зря получил название “мягкого” гипноза, в нем нет принуждения, желательное поведение не диктуется, а выбирается человеком самостоятельно, сохраняется чувство безопасности и принцип творческого отношения к себе, столь важный в обучающем процессе.

 

Обобщить опыт спортивных достижений , найти необходимый алгоритм успеха помогает система методов нейро-лингвистического программирования (НЛП). Как найти индивидуальный язык общения со своим бессознательным, пробудить интуицию, вдохновение, оперативно мобилизовать все свои силы на решение задач физической подготовки? Такие вопросы регулярно возникают в процессе занятий физической культурой. НЛП содержит целый ряд методик, простейшие из которых были освоены студентами в процессе занятий физической культуры и в ходе групповых обсуждений их результатов. Овладев данными методами, человек может отследить в своем мозгу эффективные программы действий либо сформировать новые программы и выработать у себя своего рода условный рефлекс (“якорь”), запускающий их в нужный момент времени.

 

Также становится возможным создавать алгоритм достижения конкретной цели в обучении и развитии личности в целом. Благодаря такой процедуре сроки достижения результатов сокращаются в несколько раз либо сам результат изменяется в сторону более реалистичного, достижимого. НЛП включает в себя и средства быстрой активизации творческого поиска, получения полезных внутренних изменений, например, таких как уверенность, собранность, энергичность и т.д. , необходимых в предстартовых, предэкзаменационных и других стрессовых ситуациях.

 

Исследуя и изменяя себя методами НЛП, студенты, согласно их самоотчетам, не только достигали утилитарных целей (улучшение результатов занятий физической культурой), но и чувствовали себя более свободно и самостоятельно, находили нестандартные решения возникающих проблем.

 

Третье направление практической психологии “новой волны” - методы телесно-ориентированной терапии - нашли также положительный отклик среди занимающихся физической культурой, так как обращены к человеческому телу и позволяют за счет освоения картографии сознания снять мышечные блоки и достигнуть эмоционального раскрепощения. Такие приемы не просто снимают напряжение или мобилизуют физические силы организма, они позволяют полностью перестроить отношение к своему телу как к совершенному инструменту, через который выражается наше “Я”, что также формирует потребность в здоровом образе жизни.

 

Таким образом, заинтересованное и профессиональное применение практической психологии “новой волны” в спортивной деятельности приводит к гармонизации психики, личностному росту, позволяет человеку управлять не только своим телом, но и поведением в целом, формируя ответственное отношение к своему здоровью и занятиям физической культурой.